На главную страницу сайта


    Карта сайта | Расширенный поиск
 
Разделы для клиентов
Разделы для специалистов
Напишите нам
Реклама на сайте
О проекте
Вход в систему
Зарегистрироваться

 

Новости и события

Все о банкоматах

Пластиковые карты

Моя история

Эксперты отвечают

Книга жалоб и не только


 


 

Перейти в раздел для специалистов

 


 

Что делать, если банкомат "заглотил" карточку?

Пpeждe вceгo cлeдyeт ycтaнoвить, дeйcтвитeльнo ли имeeт мecтo "зaглaтывaниe" кapтoчки: бaнкoмaт мoжeт oжидaть знaчитeльнoe вpeмя в cлyчae нapyшeния cвязи и пo pядy дpyгиx пpичин. Ecли бaнкoмaт гoтoв к oбcлyживaнию дpyгoгo клиeнтa, o чeм cooбщaeтcя нa eгo мoнитope, cкopee вceгo, вы нeпpaвильнo ввeли cвoй PIN-кoд (пpичeм, вepoятнo, нe в пepвый paз)

Подробнее >

 




Как появились банкоматы?

По материалам прессы
30 августа 2002
Версия для печати   Обсудить на форуме   Переслать другу   Поставить закладку

После окончания Университета Лойола в 1951 году Дон Ветцель был принят на работу в корпорацию IBM в вычислительный центр коллективного пользования. В то время очень немногие организации имели собственные вычислительные центры, а наиболее распространенным носителями информации являлись перфокарты. Таким образом, Дон начал свою карьеру с должности оператора перфорационной машины. А с 1959 по 1968 год Дон Ветцель уже работал коммерческим представителем IBM и отвечал за продажи оборудования IBM в банки и другие финансовые институты. Именно в этот период произошло его знакомство с банковскими технологиями.

У Дона появилась идея создать терминал, который мог бы выполнять 90% объема работы операциониста в офисе банка, и в 1968 году он с этой идеей перешел на работу в компанию Docutel на должность вице-президента по планированию производства. Работа по созданию терминала началась с изучения состояния банковской филиальной инфраструктуры, т.к. никто и не помышлял устанавливать терминал за пределами офиса банка. В результате исследования специалисты компании Docutel пришли к выводу, что установка "автоматических операционистов" только в головных офисах банков по всей стране займет как минимум 5 лет.
Убедившись в наличии потенциального рынка сбыта, Дон Ветцель и его коллеги взялись за техническое воплощение идеи. В то время не существовало такого понятия как терминал операциониста, т.к. все компьютеры использовались в банках для back-office функций.

Следовательно, первый банкомат должен был работать в режиме offline, что не вполне удовлетворяло банкиров, которые не понимали, как можно выдать клиенту деньги без проверки наличия средств на счете.
Далее, что должно активизировать устройство? Когда Ветцель подошел к решению этой проблемы, а именно использовать магнитную полоску для необходимой информации, банки начали выпускать кредитные карты. Но это были просто пластиковые карты, на них не было магнитной полосы или другого носителя, который можно было бы использовать для активации банкомата. Более того, нанесение информации на карту предполагало термическую обработку пластика, что не позволяло использовать магнитную полосу. Поэтому на первые тестовые карты магнитная полоса просто наклеивалась вручную.

Работа в режиме offline потребовала организации встроенной в банкомат системы защиты, которая ограничивала количество выдаваемых за одно обращение денег. Так как на момент выдачи денег реальный баланс счета был неизвестен, ограничение накладывалось на количество обращений за день, а банкомат при каждом обращении выдавал одинаковую сумму.
В начале 1969 года результаты исследований были представлены совету директоров корпорации Recognition Equipment, в которую входила компания Docutel. В результате обсуждений совет директоров корпорации проголосовал за выделение целевого финансирования в размере 4 миллионов долларов.

Забавная деталь: единственным членом совета директоров, высказавшим неодобрение проекту был банкир. Это объяснялось менталитетом банкиров того времени, которые считали: "Мы должны работать с клиентами напрямую, люди не собираются использовать какие-то автоматы и мы не хотим, чтобы они это делали. Мы хотим, чтобы клиенты приходили в офис банка, общались с нами. Так мы сможем продать им дополнительные услуги". Но это не соответствовало действительности. Операционисты никогда не продавали дополнительных услуг, их менталитет был: "Вы принесли чек, в обмен на который я дам вам деньги и, если я буду работать быстро, то смогу обслужить всех клиентов в очереди и все будут счастливы".

После получения финансирования Docutel приступила к изготовлению основных узлов банкомата - считывателя магнитной полосы карты, диспенсера банкнот и принтеров для печати чека и журнальной ленты.
Считыватель магнитной полосы было легко найти на рынке. Проблемы возникли с механическими частями диспенсера, который никак не хотел работать с ветхими купюрами. В Docutel над этой проблемой работал Том Барнс, который позднее стал соавтором патента на банкомат. Пришлось повозиться и с журнальным принтером: возникла идея печатать информацию о совершенных транзакциях специальными шрифтом магнитными чернилами (по MICR-технологии), что позволило автоматизировать обработку журнала в Back-office банка.

Когда проблемы с узлами банкомата были решены, специалисты Docutel вернулись к разработке технологии записи информации на магнитную полосу пластиковой карты. Для этого был разработан электронный модуль с "зашитым" криптографическим алгоритмом, который устанавливался на эмбоссер в качестве дополнительного узла, что позволяло автоматически кодировать магнитную полосу. Была также разработана "персональная" модель эмбоссера для оперативного перевыпуска карты в офисе банка в случае, если клиент ее потерял или она не читалась в банкомате.
Специалисты Docutel долго решали, какой корпус использовать для банкомата и насколько он должен быть защищен. В итоге, для изготовления корпуса, взяли стальной лист толщиной 5/8 дюйма (примерно 1,6 см). Для вскрытия такого корпуса потребовалось бы 8-ми часовая работа газовой горелки, что более чем достаточно для безопасности банкомата, и позволило бы "успокоить" банкиров.
Для банкомата была также разработана система подогрева, которая включалась по команде датчика, установленного с внутренней стороны лицевой панели.

К моменту изготовления прототипа банкомата в нем было предусмотрено устройство управления и отдельные узлы соединялись посредством проводов. Проводов было столько, что стоило подвинуть или повернуть банкомат, связь обрывалась и приходилось целый день искать разрыв соединения. Поэтому, как только на рынке появились первые микропроцессоры, Джорж Частейн - инженер электрик компании Docutel разработал устройство управления банкоматом на базе микрокомпьютера.
Пока шла работа по изготовлению опытного образца, Дон Менцель искал место для установки первого банкомата. Совет директоров Docutel предлагал отдать банкомат на испытания в один из банков - акционеров компании. Дон же считал, что Docutel должен продать первый банкомат банку, который будет заинтересован в развитии технологии. В сентябре 1969 года был заключен первый контракт на продажу и установку банкомата на Лонг-Айленде, в филиале Chamical банка. Это был уличный вариант банкомата.

И только в 1973 группа сотрудников компании Docutel во главе с Доном Менцелем получила патент на банкомат - машину, которая выдает деньги по запросу клиента, использующего пластиковую карту с закодированной определенным образом магнитной полосой.

На момент начала продаж банкоматов в компании Docutel не было службы маркетинга и Дон Ветцель использовал свои IBM-овские связи, чтобы заинтересовать банкиров, реакция которых на предложение об использовании банкомата была неоднозначной. Во-первых банкиры считали, что персональное общение клиента с сотрудниками банка лучше, чем с автоматами, во-вторых немалую роль играла сумма начальных инвестиций, которая складывалась из цены банкомата (18000 долл.) плюс расходы на установку, сопровождение и рекламную компанию. Для поддержки продаж первых банкоматов специалисты Docutel разрабатывали схемы окупаемости устройств, исходя из возможности для банка привлечения новых клиентов за счет расширения сервиса, а именно обеспечения выдачи наличных 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Объявление, которое дал Chemical банк в газете по случаю установки первого банкомата, гласило: "Филиал банка по такому-то адресу откроет свои двери 3 сентября 1969 года в 9-00 утра и больше никогда не закроет их". Вскоре Chemical банк заказал еще несколько банкоматов у Docutel.

В 1973 году Дон Ветцель покинул компанию Docutel, устав от интенсивной работы по продаже банкоматов и связанных с этим частых командировок, и открыл собственную фирму по продаже банковских сейфов. Компания имела коммерческий успех и просуществовала на рынке 18 лет.

В 1978 году Дон Ветцель решил вернулся в банкоматный бизнес и основал компанию с названием "Electronic Banking Systems" (EBS), которая консультировала банки по вопросам развития систем самообслуживания. EBS первой начала устанавливать банкоматы в супермаркетах с подключением к процессинговым центрам, таким как Cirrus. Это начинание было настолько успешным, что в 1984 году Docutel ... купил EBS и Дон Ветцель снова стал сотрудником компании Docutel.



В начало статьи


Версия для печати для печати    Обсудить на форуме обсудить    Переслать другу переслать   Поставить закладку закладка




   


Банкомат.Ру © 2002 Все права защищены Напишите нам | Реклама на сайте | О проекте